Форум » Вообще » Восточноукраинская Дуда » Ответить

Восточноукраинская Дуда

Грициан: Привествую всех умельцев и знатоков данного форума! Давненько почитываю сдесь, и вот решил тоже принять участие. Хочу себе как нибудь изготовить или же заказать у путного человека волынку, украинскую дуду, которая имела распостранение в северо-восточной части этой страны. То есть такая, на какой играли 400-500 лет назад в Киеве, Чернигове, Харькове. Есть конечно западноукраинские волынки, но это както не то. Ибо похожи то на словацкие с двойным чантером, то как у гуцулов на гайду. Первое. Кто знает, как они собственно выглядели? Есть ли иконографические источники или сохранившиеся экземпляры? Есть ли схожесть с беларусской дудой? Второе. Годяться ли выложенные на этом сайте планы для реконструкции этого инструмента или же восточноукраинская дуда имела некие конструктивные особенности? Третье. Строй! Можно ли конкретно сказать какой строй имели украинские волынки 400 лет назад? Планы примерно такие; сделать инструмент который по виду, мензуре и строю будет близок к историческому, но также будет иметь некие современные "припоны" для хотя бы частичной хроматики. Например дырка для большого пальца правой руки чтобы на скажем минорном чантере играть малую и большую терцию. Примерно так. С уважением Грициан

Ответов - 13

astra: я думаю тут таких людей нет, и тебе надо с мастерами по этому вопросу общаться. Сделать инструмент одно а сделать исторически верную копию другое

Грициан: А к каким мастерам? Деминчук? Иларионов? Но последний судя по его сайту дуды не делает. Да, насчёт строя. Вот что удалось мне найти в Тырнете. http://www.youtube.com/watch?v=oLecBqDK_dI Лепельская Дуда. Кашкуревич наигрывает на её жалейке, самый низкий тон у неё вроде как ля бемоль (тот момент на видео где видно как он мизинцем правой руки шерудит) http://www.youtube.com/watch?v=SRE2HUalM50 А тут гуцульская дуда. Бурдон и низшая нота где-то промеж соль и ля бемоль. http://www.youtube.com/watch?v=Ile_05rB2bU То же Тафийчук. Дуда видать с двойным чантером, строй где-то промеж ля бемоль и ля. Все эти звучания я тестировал на тюнере, 440 герц. Так вот грызут мну сомнения; соль, ля, и их бемоли, это аутентично или же спецом подогнано под "современность"? Так скать шотландской волынкой наеяно?

yura: Аутентично у народных волынках то, когда волынка в строе сама с собой. А что А=440 или 435 - это аутентичным волынкам до лампочки. Настоящие народные волынки настраивались ( и до сих пор настраиваются) к самой нижней ноте, а не к тюнеру. А насчет youtube. Ну, первый клип- Белорусская волынка, всё ясно. Второй- тип распространённый от Болгарии, через Румынию, Македонию, и как видимо, до Украины. Третий вид (клип)- это Карпатский тип. От Сербии, через Словению, Венгрию, Словакию и до южной Польши. Но как-то сомнительно что эти типы были распространёны в восточной Украине. Во первых они все новые типы.(сравнительно). Во вторых они, или по крайней мере последние две, подходят только для своей специфичной музыки, но не для других видов. А вот какая музыка звучала на Украине в 16м веке, это тоже проблема. Записи кобзарей и лирников с конца 19го века- это не 16й век. Своё мнение в этом вопросе- Белорусская волынка является самой подходящей. Или даже Шведская сакпипа. Они самые простые, самые общие, в смысле наименее специфичные. Ну и конечно шувыр и другие волынки того же типа. (чувашские, мордвинсkие, итд.) Эти - по настоящему древние волынки, но были ли они в востоыной Украине, конечно другой вопрос.


Грициан: yura пишет: Своё мнение в этом вопросе- Белорусская волынка является самой подходящей. Или даже Шведская сакпипа. Они самые простые, самые общие, в смысле наименее специфичные. Ну и конечно шувыр и другие волынки того же типа. (чувашские, мордвинсkие, итд.) Посмотрел щас, у каба гайды (чертежи сдесь на форуме) и закпипы диаметр канала 6мм! У разных пород "козы" (чехи, поляки) примерно в районе от 4 до 6мм. Значит примерно 6мм будут достаточно аутентичны. Тогда вопрос - можно ли сделать такую с прямой (или открытой) аппликатурой, или же только закрытая возможна при таком канале? Насколько знаю, у поляков, чехов и словаков строй движется примерно от ми до си бемоль первой октавы (напр. чешский козёл и македонская гайда имеют свой основной тон на котором строит бурдон более менее в середине звукоряда, так что самый низкий тон на кварту или квинту ниже). Западноевропейские волынки тоже околачиваются в районе соль и фа. Традиционная закпипа строит на ми, у модернизированных самый низкий тон ре первой октавы. На видео с гуцульской дудой нижний тон звукоряда - главный. Строй скорее всего в соль, канал 6мм и закрытая аппликатура, минорный звукоряд - так? yura пишет: Эти - по настоящему древние волынки, но были ли они в востоыной Украине, конечно другой вопрос. Ну, если оглянуться на беларусскую дуду, то вполне нечто похожее, только более архаичное. Это ИМХО ессно.

yura: Я знаю что на венгерской дуде можно играть и открытой и закрытой аппликатурой. Так же и на большинстве Шведсих сакпипах. (на старых, во всяком случае.) Чем больше размер отверствий для пальцев, тем менее остальные отверствия влияют на тон. То есть, если какое-то отверствие открыть, то оно даст тот же тон, независимо от того, что открыто или закрыто под ним. А насчет до, ,ре или ми, это совсем совремённая проблема. Западные волынки настраиваются на один определённый лад потому, что очень часто играют с другими инструментами. Восточноевропейские волынки обычно сольные, так что если в строе с собой, то наплевать, в каком ладу. Опять таки Венгерские волынки (я сам там вырос, почему знаю о них) могут играть от примерно си до примерно ми, или ещё выше.Хорватские, они очень похожи на Венгерские, намного глубже, доходят аж до фа, или даже ми, на октаву ниже Венгерских. Так что в смысле аутентичности, любой ряд подходит. Это старые, они же аутентичные. Совремённые Венгерские волынки все в ля. Из-за того, что играют чаще всего с Венгерской же колесной лирой, которая (совремённые, во всяком случае) всегда в ля.

Грициан: yura пишет: Я знаю что на венгерской дуде можно играть и открытой и закрытой аппликатурой. Так же и на большинстве Шведсих сакпипах. (на старых, во всяком случае.) Чем больше размер отверствий для пальцев, тем менее остальные отверствия влияют на тон. То есть, если какое-то отверствие открыть, то оно даст тот же тон, независимо от того, что открыто или закрыто под ним. Большое спасибо за инфу! Значит для разработки восточноукраинской дуды я беру беларусскую дуду и закпипу. Пока планы такие: - примерно 6мм канал, семь передних звуковых отверстий и два задних (для обеих больших пальцев) - закрытая и открытая аппликатуры желательны - строй в соль, нижняя нота на секунду ниже тоники (то есть фа) - звукоряд диатонический, между си бемоль и си можно "переключать" тыльным отверстием (большой палец правой руки), ми ессно понижена, но дабы не изобретать велосипед думаю как шведы сделать двойную дырку чтобы путём заклеивания можно было играть нормальное ми - охота также чтоб бурдон (один, настроенный на две октавы ниже тоники) максимум на один тон мог быть понижен или повышен, дабы играть в фа и ля. Таким образом в наличии будут соль-мажор, соль-минор, ля-минор, фа-мажор. Ну и до кучи дорийская шкала с парой миксолидийских (соль и фа). Для игры восточнославянских мелодий думаю соль-минор достаточно аутентичен - ориентируюсь на современную нотацию русских/белорусских/украинских народных песен, которые очень часто записаны в си-бемоль-мажоре. yura пишет: А насчет до, ,ре или ми, это совсем совремённая проблема. Западные волынки настраиваются на один определённый лад потому, что очень часто играют с другими инструментами. Восточноевропейские волынки обычно сольные, так что если в строе с собой, то наплевать, в каком ладу. Об этом я уже думал. Вышеуказанный выбор пал на соль потому что сколько всяких флейт, дудок и практисов не брал в лапы - ГЭшные почему-то лучше всего мне нравятся. Особенно звучание. Так что считайте что мой выбор на 50% обоснован личным вкусом.

astra: Ге шная тональность вообще тональность северов финны норвеги докучи шведы до мажор и соответственно ля минор считается славянским русским (кому как) ладом а вот ре минор немецкая тональность

Грициан: У меня на компе хранится небольшая нотная библиотека, самые известные вещи типа "Во поле берёза", "Ах вы сени" и "Во саду ли в огороде". Ну и кубанские и запорожские песни и мелодии. Так вот нотация типичных русских, козацких, украинских, мелодий почти всегда в фа-мажор (параллельный лад соответственно ре-минор), си-бемоль-мажор (соль-минор) и соль-мажор (ми-минор). Ми-мажор тоже встречался, хотя только пару раз. Есть также ноты скачанные у "Старой Ольсы" - например "Богородица" (си-бемоль-мажор) и "Вайтуна" (соль-мажор). Ну и известная англицкая "Drunken Sailor" - тоже в фа-мажор! Ре-Ми-Соль-миноры значит вроде как самые распостранённые. Это как, современная интерпретация? Что народная музыка восточных славян минорная это ясно, только вот какой минор...

Roman: Большинство жалеек,чертежикоторых мне попадались в соль-мажоре и фа мажоре.но больше СОЛЬных.

Roman: А у немцев излюбленные G/a эолийский/дорийский лады.подавляющее число мелодий идут в этом строе.ну и ,типа Totentanz,Pavane в Ре.

Грициан: Ну, эти самые "средневековки" в соль/ля с технической точки зрения современные инструменты, и не имеют исторических аналогов. Визуально может да, а вот канал и строй всё частично слизано с хайленда и доработано энтузиастами. Но из источников известно что та же немецкая "шаперпфайф" строила в середине шкалы на си бемоль, нижний тон ми, то есть от тоники до нижней ноты уменьшённая квинта. До сих пор кстати хайленд и гайды на си-бемоль строят. Не сочтите за ересь, но мне думаеццо что что соль - самый что ни на есть ходовой строй, ибо встречается у уймы волынок и разных жалеек.

Roman: Это весьма спорный вопрос,насчёт средневековых волынок.Чантер MA-Sack'a не имеет вобще ничего с мензурой хайлендовского,да и размеры тростей земля и небо.первые гравюры где есть немецкие Блаттер пфайфе(blatterpfeife или platespiel) и первая гравюра Marktsackpfeife датируются 1442-1488 гг. на немецких ресурсах много разнообразной инфы-читай нехочу) .

Roman: За такой период времени эти инструменты явно были описаны,описаны подробно.так что я не сомневаюсь,что начальной инфы для реконструкции было достаточно



полная версия страницы