Форум » Разное » Колёсная лира » Ответить

Колёсная лира

Rakoth: http://hurdygurdy.shutterfly.com/action/ Пошаговый процесс изготовления

Ответов - 64, стр: 1 2 3 4 All

Харольд: Русская колесная лира =)))))))))))))) http://www.hotpipes.com/lbpht3.html

ISTISA: Други а я видел в каком-то фильме лиру славянскую "типа" где вместо клавишь были кнопки как на баяне О_о и коробка естественно видоизменена, кстати вопрос, вроде все сделал а вот застрял на вычислении мензуры, подскажите, подтолкните как клавиши делать и как располагать их . . .

Administrator: Мензуру можно померить по гитаре. Выбираете подходящий лад, то есть длинна мензуры колесной лиры, а дальше замеряете от струнодержателя до лада. И так все лады по нисходящей. Дальше, надо определиться со строем, если инструмент диатонический. Ну или сделать хроматический, как гитара.


Харольд: Лира с клавишами как у баяна, это введение было сделано в ХХ веке. От себя хочу посоветовать, рычажки, которые крепятся на клавише для зажимания струны делать из дерева.

Gess: у меня есть ексель-файл для расчёта мензуры колёсной лиры. Там и Equal, и Just Temperation. Вот выложил: http://ifolder.ru/13918214 надо в жёлтую ячейку ввести длину мензуры. Кто не знает - в Equal Temperation все полутона равны друг другу - как на фортепиано и гитаре (по тюнеру везде ноль отклонения), можно спокойно играть в любой тональности, но в аккордах присутствуют "биения" звука. В Just Temperation есть отклонения +/-, но на человеческий слух такой лад звучит естественнее, не резко. Если где ошибся - поправьте.

ISTISA: Gess пишет: у меня есть ексель-файл для расчёта мензуры колёсной лиры. Там и Equal, и Just Temperation. Вот выложил: http://ifolder.ru/13918214 надо в жёлтую ячейку ввести длину мензуры. Кто не знает - в Equal Temperation все полутона равны друг другу - как на фортепиано и гитаре (по тюнеру везде ноль отклонения), можно спокойно играть в любой тональности, но в аккордах присутствуют "биения" звука. В Just Temperation есть отклонения +/-, но на человеческий слух такой лад звучит естественнее, не резко. Если где ошибся - поправьте. Нужная вещь)))вроде даже понятно, но блин я не особо силен в английском =( Харольд пишет: Мензуру можно померить по гитаре. Выбираете подходящий лад, то есть длинна мензуры колесной лиры, а дальше замеряете от струнодержателя до лада. И так все лады по нисходящей. Дальше, надо определиться со строем, если инструмент диатонический. Ну или сделать хроматический, как гитара А можно поподробней насчет диатоники и хроматики, я так понял этот выбор будет зависить от длины мензуры, потому что если нет возможности сделать хроматику хотябы в октаву, то думаю и нет смыслы ее делать, у меня я так прикинул вместиться максимум 10 клавишь, то есть придется делать диатонику? или я не правильно понял, и если не трудно можно поподробней объяснить как по гитаре отмерить все это дел, заранее благодарен=) Харольд пишет: Лира с клавишами как у баяна, это введение было сделано в ХХ веке. От себя хочу посоветовать, рычажки, которые крепятся на клавише для зажимания струны делать из дерева. а почему? они не будут быстро стираться об струну?

Gess: ISTISA там всё просто: в желтое поле Enter String Length вводишь длину мензуры (т.е. расстояние от верхнего порожка до нижнего). Затем определяешься - диатоника или хроматика, чтобы знать, какие значения тебе нужны. Так как хроматические клавиши идут сверху основного ряда клавиш, то, думаю, можно и их впихнуть в короткую мензуру. Distance From Nut показывает расстояние от верхнего порожка до определённого тангента (рычажка). Ну и осталось выбрать Equal или Just - если собираешься играть сам, то советую второе, если в ансамбле - первое. Если уж вообще не разберёшься, то напиши мензуру и звукоряд, который ты хочешь получить.

ISTISA: Gess пишет: там всё просто: в желтое поле Enter String Length вводишь длину мензуры (т.е. расстояние от верхнего порожка до нижнего). от верхнего до нижнего? можно уточнить, это длина струны от струнодержателя нижнего до струнодержателя находящегося непосредственно на грифе?

Gess: нижний - это так называемая "кобылка", через которую струны немножко перегибаются и об колесо далее в кейбокс идут, а верхний - тот, через который струна, перегибаясь, уходит на колок наматываться. Ну это вообще как от одного берега до другого.

Gess: А вообще у меня огромная просьба ко всем форумчанам-мастерам, кто сделал колёсную лиру - если есть возможность - выложите фото вашего инструмента (да и звук хотелось бы услышать). Очень интересно посмотреть кто как делал, какие формы, какие инструменты были восстановлены в качестве лиры, какой строй, струны, клавиши. По волынкам более-менее картина ясна, повыкладывали тут на форуме кто что сделал, а с лирой нет.

ISTISA: обязательно выложу, как доделаю) пока все еще в процессе.

Gess: а я свою ещё не скоро доделаю, точнее гитару переделаю

Roman: Где то видел фоту лиры,у которой кейбокс и клавиши сделаны из пластика...а вопрос вот в чём: обязательно ли кей бокс делать из ели или клёна?просто у меня есть дубовые дощечки толщиной 8мм,и я думал из них сделать кейбокс.стоит или же нет,как думаете?

Gess: я не спец по древесине, но мне кажется, что можно из дуба сделать. Главное, чтоб удобно было обрабатывать окошки под клавиши. Я собираюсь из бука делать.

Administrator: У меня один знакомый мастер, донской рылей из дуба сделал, звук потрясающий, все в шоке. Хотя считается, дуб абсолютно не подходит для изготовления музыкальных инструментов. Но, по-моему, здесь главное но, его колкость. Есть дуб очень плотный, и с малым количеством пор, его вполне можно использовать. Только обрабатывать его будет сложно, крепок он, однако

Roman: попытка-не пытка,буду пробовать:)

ISTISA: Gess пишет: ISTISA там всё просто: в желтое поле Enter String Length вводишь длину мензуры (т.е. расстояние от верхнего порожка до нижнего). Затем определяешься - диатоника или хроматика, чтобы знать, какие значения тебе нужны. Так как хроматические клавиши идут сверху основного ряда клавиш, то, думаю, можно и их впихнуть в короткую мензуру. Distance From Nut показывает расстояние от верхнего порожка до определённого тангента (рычажка). Ну и осталось выбрать Equal или Just - если собираешься играть сам, то советую второе, если в ансамбле - первое. Если уж вообще не разберёшься, то напиши мензуру и звукоряд, который ты хочешь получить. Эээ, так и не разобрался=( В общем мензура получилась 30см. (расстояние между порожком,который стоит перед колесом и порожком после которого струны идут на колки). Сейчас я внутренности собираю до конца и приступаю к коробке, сколько она будет по размерам пока не ведаю. Так как мне и в волынки диатоники хватает, хочу все таки лиру хроматическую, рассчитывая на то что буду играть на ней в ансамбле. Можно еще раз прояснить ситуацию с вычислением?)))))И кстати, а струны какие брать?от какого инструмента и какие именно?

Gess: рядом с Enter String Length вводишь 300 и смотришь в столбец под Equal Temperament, который называется Distance From Nut. Там будут значения 16.8, 32.7, 47.7 и т.д. Так вот: если открытая струна настроена на ноту Ре, то 16.8 - это расстояние от верхнего порожка до тангенты первой клавиши Ре-диез; 32.7 - это расстояние от верхнего порожка до тангенты второй клавиши Ми; 47.7 - до третьей клавиши Фа ну и далее Фа-диез, Соль и т.п. Струны кто какие хочет, такие и ставит - и нейлоновые, и металлические, и шнур от газонокосилок стример. Главное сбалансировать натяжение, чтобы бурдоны не звучали громче мелодии. Можно купить гитарный комплект 6 струн.

Roman: появился вот еще вопрос по колесу.сделал 2 :одно из ореха диам 120,вылет 35 и второе из дуба-диам 130мм ,вылет соотв-но 40мм.теоретически меня это устраивает,но хотелось бы больше..но проблема в том што леса большего диаметра у меня нет..вот собственно и вопрос-можно ли колесо делать из 'радикальных' материалов таких как пластик(оргстекло,текстолит) ,или из сосны, или из фанеры?))))))

Roman: И как следствие еще один вопрос-на что влияет диаметр и ширина колеса?как Его размеры сказываются на звучании?



полная версия страницы