Форум » Разное » Колёсная лира » Ответить

Колёсная лира

Rakoth: http://hurdygurdy.shutterfly.com/action/ Пошаговый процесс изготовления

Ответов - 64, стр: 1 2 3 4 All

Харольд: Русская колесная лира =)))))))))))))) http://www.hotpipes.com/lbpht3.html

ISTISA: Други а я видел в каком-то фильме лиру славянскую "типа" где вместо клавишь были кнопки как на баяне О_о и коробка естественно видоизменена, кстати вопрос, вроде все сделал а вот застрял на вычислении мензуры, подскажите, подтолкните как клавиши делать и как располагать их . . .

Administrator: Мензуру можно померить по гитаре. Выбираете подходящий лад, то есть длинна мензуры колесной лиры, а дальше замеряете от струнодержателя до лада. И так все лады по нисходящей. Дальше, надо определиться со строем, если инструмент диатонический. Ну или сделать хроматический, как гитара.


Харольд: Лира с клавишами как у баяна, это введение было сделано в ХХ веке. От себя хочу посоветовать, рычажки, которые крепятся на клавише для зажимания струны делать из дерева.

Gess: у меня есть ексель-файл для расчёта мензуры колёсной лиры. Там и Equal, и Just Temperation. Вот выложил: http://ifolder.ru/13918214 надо в жёлтую ячейку ввести длину мензуры. Кто не знает - в Equal Temperation все полутона равны друг другу - как на фортепиано и гитаре (по тюнеру везде ноль отклонения), можно спокойно играть в любой тональности, но в аккордах присутствуют "биения" звука. В Just Temperation есть отклонения +/-, но на человеческий слух такой лад звучит естественнее, не резко. Если где ошибся - поправьте.

ISTISA: Gess пишет: у меня есть ексель-файл для расчёта мензуры колёсной лиры. Там и Equal, и Just Temperation. Вот выложил: http://ifolder.ru/13918214 надо в жёлтую ячейку ввести длину мензуры. Кто не знает - в Equal Temperation все полутона равны друг другу - как на фортепиано и гитаре (по тюнеру везде ноль отклонения), можно спокойно играть в любой тональности, но в аккордах присутствуют "биения" звука. В Just Temperation есть отклонения +/-, но на человеческий слух такой лад звучит естественнее, не резко. Если где ошибся - поправьте. Нужная вещь)))вроде даже понятно, но блин я не особо силен в английском =( Харольд пишет: Мензуру можно померить по гитаре. Выбираете подходящий лад, то есть длинна мензуры колесной лиры, а дальше замеряете от струнодержателя до лада. И так все лады по нисходящей. Дальше, надо определиться со строем, если инструмент диатонический. Ну или сделать хроматический, как гитара А можно поподробней насчет диатоники и хроматики, я так понял этот выбор будет зависить от длины мензуры, потому что если нет возможности сделать хроматику хотябы в октаву, то думаю и нет смыслы ее делать, у меня я так прикинул вместиться максимум 10 клавишь, то есть придется делать диатонику? или я не правильно понял, и если не трудно можно поподробней объяснить как по гитаре отмерить все это дел, заранее благодарен=) Харольд пишет: Лира с клавишами как у баяна, это введение было сделано в ХХ веке. От себя хочу посоветовать, рычажки, которые крепятся на клавише для зажимания струны делать из дерева. а почему? они не будут быстро стираться об струну?

Gess: ISTISA там всё просто: в желтое поле Enter String Length вводишь длину мензуры (т.е. расстояние от верхнего порожка до нижнего). Затем определяешься - диатоника или хроматика, чтобы знать, какие значения тебе нужны. Так как хроматические клавиши идут сверху основного ряда клавиш, то, думаю, можно и их впихнуть в короткую мензуру. Distance From Nut показывает расстояние от верхнего порожка до определённого тангента (рычажка). Ну и осталось выбрать Equal или Just - если собираешься играть сам, то советую второе, если в ансамбле - первое. Если уж вообще не разберёшься, то напиши мензуру и звукоряд, который ты хочешь получить.

ISTISA: Gess пишет: там всё просто: в желтое поле Enter String Length вводишь длину мензуры (т.е. расстояние от верхнего порожка до нижнего). от верхнего до нижнего? можно уточнить, это длина струны от струнодержателя нижнего до струнодержателя находящегося непосредственно на грифе?

Gess: нижний - это так называемая "кобылка", через которую струны немножко перегибаются и об колесо далее в кейбокс идут, а верхний - тот, через который струна, перегибаясь, уходит на колок наматываться. Ну это вообще как от одного берега до другого.

Gess: А вообще у меня огромная просьба ко всем форумчанам-мастерам, кто сделал колёсную лиру - если есть возможность - выложите фото вашего инструмента (да и звук хотелось бы услышать). Очень интересно посмотреть кто как делал, какие формы, какие инструменты были восстановлены в качестве лиры, какой строй, струны, клавиши. По волынкам более-менее картина ясна, повыкладывали тут на форуме кто что сделал, а с лирой нет.

ISTISA: обязательно выложу, как доделаю) пока все еще в процессе.

Gess: а я свою ещё не скоро доделаю, точнее гитару переделаю

Roman: Где то видел фоту лиры,у которой кейбокс и клавиши сделаны из пластика...а вопрос вот в чём: обязательно ли кей бокс делать из ели или клёна?просто у меня есть дубовые дощечки толщиной 8мм,и я думал из них сделать кейбокс.стоит или же нет,как думаете?

Gess: я не спец по древесине, но мне кажется, что можно из дуба сделать. Главное, чтоб удобно было обрабатывать окошки под клавиши. Я собираюсь из бука делать.

Administrator: У меня один знакомый мастер, донской рылей из дуба сделал, звук потрясающий, все в шоке. Хотя считается, дуб абсолютно не подходит для изготовления музыкальных инструментов. Но, по-моему, здесь главное но, его колкость. Есть дуб очень плотный, и с малым количеством пор, его вполне можно использовать. Только обрабатывать его будет сложно, крепок он, однако

Roman: попытка-не пытка,буду пробовать:)

ISTISA: Gess пишет: ISTISA там всё просто: в желтое поле Enter String Length вводишь длину мензуры (т.е. расстояние от верхнего порожка до нижнего). Затем определяешься - диатоника или хроматика, чтобы знать, какие значения тебе нужны. Так как хроматические клавиши идут сверху основного ряда клавиш, то, думаю, можно и их впихнуть в короткую мензуру. Distance From Nut показывает расстояние от верхнего порожка до определённого тангента (рычажка). Ну и осталось выбрать Equal или Just - если собираешься играть сам, то советую второе, если в ансамбле - первое. Если уж вообще не разберёшься, то напиши мензуру и звукоряд, который ты хочешь получить. Эээ, так и не разобрался=( В общем мензура получилась 30см. (расстояние между порожком,который стоит перед колесом и порожком после которого струны идут на колки). Сейчас я внутренности собираю до конца и приступаю к коробке, сколько она будет по размерам пока не ведаю. Так как мне и в волынки диатоники хватает, хочу все таки лиру хроматическую, рассчитывая на то что буду играть на ней в ансамбле. Можно еще раз прояснить ситуацию с вычислением?)))))И кстати, а струны какие брать?от какого инструмента и какие именно?

Gess: рядом с Enter String Length вводишь 300 и смотришь в столбец под Equal Temperament, который называется Distance From Nut. Там будут значения 16.8, 32.7, 47.7 и т.д. Так вот: если открытая струна настроена на ноту Ре, то 16.8 - это расстояние от верхнего порожка до тангенты первой клавиши Ре-диез; 32.7 - это расстояние от верхнего порожка до тангенты второй клавиши Ми; 47.7 - до третьей клавиши Фа ну и далее Фа-диез, Соль и т.п. Струны кто какие хочет, такие и ставит - и нейлоновые, и металлические, и шнур от газонокосилок стример. Главное сбалансировать натяжение, чтобы бурдоны не звучали громче мелодии. Можно купить гитарный комплект 6 струн.

Roman: появился вот еще вопрос по колесу.сделал 2 :одно из ореха диам 120,вылет 35 и второе из дуба-диам 130мм ,вылет соотв-но 40мм.теоретически меня это устраивает,но хотелось бы больше..но проблема в том што леса большего диаметра у меня нет..вот собственно и вопрос-можно ли колесо делать из 'радикальных' материалов таких как пластик(оргстекло,текстолит) ,или из сосны, или из фанеры?))))))

Roman: И как следствие еще один вопрос-на что влияет диаметр и ширина колеса?как Его размеры сказываются на звучании?

Gess: Если ты вкантакте, то тебе сюда: http://vkontakte.ru/topic-2334919_19876051 там мы обсуждали диаметр и материал. Г.Готши успешно делает колесо из ДВП и оклеивает торец.

ISTISA: Gess пишет: рядом с Enter String Length вводишь 300 и смотришь в столбец под Equal Temperament, который называется Distance From Nut. Там будут значения 16.8, 32.7, 47.7 и т.д. Так вот: если открытая струна настроена на ноту Ре, то 16.8 - это расстояние от верхнего порожка до тангенты первой клавиши Ре-диез; 32.7 - это расстояние от верхнего порожка до тангенты второй клавиши Ми; 47.7 - до третьей клавиши Фа ну и далее Фа-диез, Соль и т.п. Струны кто какие хочет, такие и ставит - и нейлоновые, и металлические, и шнур от газонокосилок стример. Главное сбалансировать натяжение, чтобы бурдоны не звучали громче мелодии. Можно купить гитарный комплект 6 струн. понял)))а обязательно в ре струна должна быть или без разницы какая?просто взять любую и от нее точно также считать можно?А бурдонные струны в какие интервалы по отношению к игровой струне должны быть?

Gess: Струна в Ре не обязательно, это как тебе удобно в коллективе играть. Просто берешь ту ноту, на которой открытая струна звучит и по полутонам отсчитываешь - Ми, Фа, Фа-д, Соль, Соль-д и т.д. Настройка у "наших" лир такая, что открытая мелодическая струна настроена в квинту от основного басового бурдона (это где-то тут на форуме написано), соответственно тоника будет находится на 3-й диатонической клавише.

Roman: Спс)хорошая тема)а то с центровкой колеса намучился.метра 2 прута извёл.а биение на колесе не убрал..терь отцентрую

ISTISA: а я колесо деревянными гайками подгонял, все равно немножко "восьмерку" дает, но крутиться исправно

ISTISA: Блин совсем забыл, ноты откуда считать начинать? от какого струнодержателся от верхнего или нижнего?заранее извиняюсь за возможно глупые вопросы)))))

Gess: ISTISA от верхнего (там где колки)

Roman: Кстати,насчёт колков-они держат натяжение за счёт конической формы,как держится инструмент в токарном станке,я пральна понял?)

ISTISA: диатонические клавиши это все чистые ноты или в них будут входить и те которые со знаками в тональности определенной( например, если струна Ми, то нижний ряд клавиш будет в тональности Соль и соответственно Фа диез тоже будет в нижнем ряду вместе с диатоническими клавишами или нет) ?

Gess: Ну это тебе уже решать. Если лира в Ля, то мелодическая струна в Ми, соответственно первая клавиша ("диатоника") Фа - типа нижняя клавиша. А вот если ты захочешь поиграть на тон ниже, перестроишь бурдоны в Соль и мелодическую струну в Ре, то первая "диатоническая" клавиша попадёт в Ре-диез. Тут лучше особо не заморачиваться, а делать инструмент интуитивно, как тебе удобно. ИМХО надо мыслить ладами, но не теми, которые порожки на грифе.

ISTISA: благодарю, вроде как разобрался))) а вот числовые значения так называемые тангеты,если взять немного выше или ниже этого числа то уже не попаду в нужную ноту?Просто немного сложновата отмерять мм. да еще и всякие десятые от мм. =)

Gess: у тебя тюнер есть? Если нету, то можно установить на комп програмку-тюнер, через микрофончик настраиваешь так, чтобы отклонений ноль.

ISTISA: Настроить то я смогу, мне главное знать сам принцип этой настройки, то есть это надобно будет флажки подгонять, так? кстати из чего флажки лучше сделать?

Gess: Так. Флажки делаются подвижными, чуть-чуть открутил-прикрутил шурупом; советуют делать из дерева (в т.ч. см. пост Харольда)

ISTISA: вот эта тангета это грубо говоря середина клавиши?вроде рассчитал, попробую впихнуть хроматику=)

Roman: Не обязательно(но желательно) по середине-т.к. он регулируемый его можно под углом выставить и прижать шурупом. кстати,чтоб было удобнее сверлить клавишу,я сначала сверлю флажок,мажу его клеем-карандашом и 'приклеиваю' к лавише-так он ерзает меньше.потом просверливаю клавишу через флажок,вгоняю шуруп и срываю с клея)держит клей карандаш паршиво,поэтому отклеивается без особых усилий,но помогает при сверлении)

ISTISA: Отлично, значит все правильно делаю, благодарю за дельные советы други;) надеюсь в скором времени выложу фото и звук, что получилось.

Roman: А я только 5 клавиш сделал(времени нет млин(

Roman: Столкнулся вот с какой проблемой-как делать окошки для клавиш.додумался вот до чего: 1.высверливать отверстия и доводить их надфилями. 2.изготовить эти стойки из 3х частей,т.е.в средних рейках прорезать окошки,а затем приклеить сверху и снизу рейки,штобы закрыть пропилы. Ну и 3й,но это скорее вопрос-имеет ли кто нибудь сверло основанное на ''круглом треугольнике'' Рело? Грубо говоря можно использовать 3хгранный напильник(зажав его в патрон(предворительно просверлив направляющее отверстие))-получается почти идеальный квадрат Но стороны этого квадрата не параллельны сторонам самого кейбокса.может кто нибудь тож пытался и додумался?:)

ISTISA: Нормально=)У меня отверстия под клавиши получились 5мм., для начала я расчертил карандашиком каждое отверстие в виде прямоугольника, ну а потом тоненьким сверлышком по периметру каждой дырдочки,а потом ножичком все прокавырял=)ну и естессна потом надфилем)))почувствовал в процессе на своей шкуре, как раньше люди делали все совершенно вручную=)))До клавиш пока не дошел вообще, времени нету:(

Rakoth: Готши советует выбирать стамеской.

Roman: Достался мне сегодня даром комплект новеньких никелевых струн,легкого натяжения,Но они для электрогитары..можно ли их поставить?

Roman: И вот еще вопросик-еси я хочу поставить 2 шантарели : 1.их надо настраивать паралельными квинтами? 2.как их настраивать,эт ж 2 ряда флажков,тюнер не повесицо?)

Roman: Форум для 'шпилеров' на колёсных лирах http://drehleierforum.truar.com/forumdisplay.php?fid=3 Есть интересная инфа+есть и полезные ссылки.немецкий.

tau: вообще 2 шантареля обычно строятся в унисон или в октаву

Roman: Да ну))у того же Готши 2 мелодических струны могут быть D/G или же G/C)

tau: D/G - это чантеры в ре в октаву,тромпет в ре,2 бурдона в ре,1 в соль(верхний). G/C - чантеры в унисон в соль,тромпет в до,2 бурдона в соль,1 в до(басовый). Что и требовалось доказать... Вообще - обе настройки относятся к французской традиции, а там они все инструменты обозначают примерно так же. Т.е в G/C может быть например аккордеон или волынка. Или даже кларнет. Это всего лишь значит,что основные тональности инструмента - соль- и до-мажор.

Roman: d/g-чантеры ре в октаву??очень интересно,а я почему то думал что это строй паралельными квинтами.разве чантеры отстоящие в октаву не должы обозначаться d/d'?тогда как понимать описание этой лиры http://drehleierforum.truar.com/showthread.php?tid=47 тут чётко написано drei Melodiensaiten g/d'/g' .если исходить из твоих слов все они в соль?

tau: Тут как-раз имеется в виду настройка каждого чантера. Инструмент нетрадиционный,и строй тоже, поэтому он там полностью расписан. А если пишут просто D/G и G/C - это строй всего инструмента целиком. Эти 2 настройки - как бы стандарт для обычной 6-струнной лиры.

Roman: Спасибо конешно за инфу,но как раз таки и спрашивал как настроить одну шантарель в ре а вторую в соль.настроил первую в ре-по хромат-му и гитарному тюнеру всё идеал (при вращении колеса) а при натяге 2й тюнер ничего не кажет)настроить обе в унисон эт самый простой вариант(возможно к нему и придётся прибегнуть),но есть желание помучиться. И еще,я ниразу не видел что б лиры обозначали просто,D/G к примеру.даже на сайтах мастеров они расписаны от и до.и вот кстати,французская люнтеобразная лира,3 шантарелиhttp://drehleierforum.truar.com/showthread.php?tid=39

Roman: Единстенное до чего додумался но пока не испробовал -это каким то образом приподнять первую струну,слегка,лишь бы колесом не цеплялась,и настроить 2ю.и таким же 'макаром' настраивать и лады

tau: Обычно для этого в keybox'е со стороны колеса ставится что-то вроде штыря на который зацепляется чантер. Вообще по хорошему каждая струна на лире должна включаться-выключаться отдельно. Особенно чантеры - их иначе хрен настроишь(кстати,вы же не собираетесь исползовать чантеры в Ре и Соль одновременно?). Как самый простой вариант - можно саморез туда вкрутить с плоским шлицем и потом расточить его немного. А что за лира у Вас? P.S по поводу настройки.Лира по вашей сслыке -тоже нетрадиционный вариант, классический лютбэк имеет 6 струн(2чантера),все инструменты с большим количеством струн стандартной настройки не имеют. Традиционный инструмент -ну например http://www.hurdygurdy.biz/luteback.htm . Причем технически его можно настроить в обоих строях, нпросто нужен разный комплект струн. http://pagesperso-orange.fr/xaime/vielle.html - к сожалению на французском, но вроде все понятно

Roman: То что каждая струна должна вкл/выкл.это понятно)но даже на сайтах/блогах забугорных самодельщиков никаких подобных приспособлений не описывается(по крайней мере на тех,которые мне встречались),потому что все примеры -это 3х стунные лиры. Моя лира тоже 'самовар' ,как 'доварю' выложу сюда и фото,и 'рассказ на тему' как она изготавливалась

ISTISA: все сделал не играет блин, как должна ... постоянно какие то звуки посторонние, нету четкого звука, то вроде начинает более менее играть то опять скрип визг, колесо канифолью пропитал, лишние наплывы снял до ровной поверхности, ватка на струне есть, струна железная от гитары 4я, бурдонные пока и не ставил даже, в чем проблема может кто подскажет?(хотя наверное проблема в кривых руках)

ISTISA: кстати из-за струн может быть такое, может мне нейлон попробовать?

Roman: Ну на мелодическую струну вобщето голос надо ставить.можно и 5ю поставить ,если мензура 600-700мм) вот сюда обратись,если ты в вконтакте http://vkontakte.ru/club2334919

ISTISA: не, у меня мензура намного меньше чем 600-700 ))) около 300 мм. у меня, ставлю даже 6-ю от гитары и все равно дает резкий звук а на высоких нотах вообще скрип ... Правда поставил 6-ю струну старого образца от советской гитары она в два раза толще обычной шестой, и вроде как заиграла, но не особо громко. Объясни пожалуйста что значит "голос надо ставить", какая струна то должна быть?

Roman: Голос-эт струна без обмотки.на металлической и у меня скип на высоких был..вобще сколько видео сморел с ю-тьюба,металических не на одной не заметил.вобще ставят 2ю или3ю нейлон.а в идеале конешно жильные надо

Roman: Такая фигня ,кстати,может быть если струна слишком сильно давит на колесо-она должна лежать на ней ,но не давить.попробуй под струну на нижнем порожке подложить кусочек бумаги,сложенный в несколько слоёв. Ну а скок слоёв-эт уже смори по положению струны

ISTISA: я уже все это пробовал) так как колесо я делал на руках, то оно вроде как ровное, но естественно не идеально, и есть перепады звука незначительные, но дело не в этом в принципе это не так мешает звуку. хм а где жильные струны можно взять? не подскажешь на каких инструментах они используются? кстати виолончельные подойдут?

Roman: Да на любых,даже на гитары ставят жильные голоса. В среднем комплект стоит,стоил по крайней мере, 750-800р. З жильных,и 3 нейлона в обмотке. Должны быть и штучно,по идее. Но жила долго не живёт.

ISTISA: а что насчет виолончельных струн, я где-то читал что они более подходят чем гитарные и все остальные, но естественно не заменят жильных конечно ...

Roman: Виолончельные тоже бывают жильные.может и подойдут,а может и нет-я с ними не сталкивался)

Hümmelchen: http://sites.google.com/site/mccormackgraeme/oudbackedhurdygurdymaking изготовление колесной лиры с лютневым корпусом, есть чертежи http://sites.google.com/site/mccormackgraeme/oudbackedhurdygurdymaking/putting-jirir-together продолжение; http://sites.google.com/site/mccormackgraeme/jiri-finished про струны. там же у него есть переделка гитары и симфония, тоже с чертежами.



полная версия страницы