Форум » Разное » Двойная жалейка » Ответить

Двойная жалейка

NAFL: Конструкция двойной жалейки Конструкция жалейки — это две одинарные жалейки с игровыми отверстиями, имеющие единый раструб (рог). При игре используют одновременно две жалейки. Для извлечения звука на игровых трубках вырезаются язычковые устройства и отверстия, количество которых в разных регионах различно: 5-6 отверстий на одном стволе, 3 — на другом. Отверстия вырезаются таким образом, чтобы при совмещении игровых трубок три нижних отверстия обеих стволов находились на одном уровне. Такое расположение позволяет одним пальцем закрывать сразу два отверстия на двух стволах и исполнять созвучия. При изготовлении жалейки два одинаковых ствола должны иметь единый строй. Подстраиваются игровые трубки регулировкой пищиков и изменением длины их стволов. Материалом для изготовления служат трубочки сухого тростника длиной 160-230 мм и диаметром 6-9 мм. Срезают тростник поздней осенью, когда его стебли становятся сухими. Внешняя поверхность тростника состоит из тонких и прочных волокон, идущих вдоль ствола, поэтому при срезании ножом достаточно твердой заготовки. Надрезы ножом делают на стыках стволиков, не повреждая при этом целостность трубок. Торцевые стороны цилиндрических трубок зачищают, а с внутренних стенок стволов удаляют наслоения и шероховатости. Нижняя часть трубок вставляется в раструб (обработанный и отполированный коровий рог) и закрепляется в отверстиях, просверленных на раструбе (см. рис.). Диаметр отверстий в роге соответствует диаметру стволов. На нижние концы трубок внутри раструба надеваются виниловые кольца, которые будут удерживать раструб на стволах. Стволы жалейки связывают между собой. Принцип изготовления язычка двойной жалейки такой же, как и у одинарной жалейки. Язычок вырезается на игровой трубке от торца. Ддя этого делается поперечный надрез и отщепляется полоска тростника. Высота звучания инструмента зависит от длины, толщины и ширины язычка. Подстройка высоты звучания производится ниткой, конец которой подкладывают под язычок и обвязывают вокруг пищика. Получившееся колечко из ниток будет регулировать звучание пищика: при уменьшении длины язычка звук повышается, и наоборот. Перед игрой колечко из ниток и пищик увлажняют. Некоторые народные исполнители производили регулировку высоты звука, слегка зажимая язычок зубами. Верхние отверстия на обоих стволах прикрываются языком. Другая разновидность двойной жалейки состоит из деревянных стволов с отверстиями или «ладками», тростниковых пищиков, вставляемых в игровые трубки небольших берестяных раструбов. Заготовка материала для изготовления инструмента: для раструбов — береста (весной); игровых трубок — дерево (летом); пищиков — тростник (осенью). Принцип изготовления инструмента уже рассмотрен на примере изготовления одинарной жалейки. Пищик изготавливается на отдельной тростниковой трубочке диаметром 8 мм. Для предохранения от ударов инструмент можно разобрать, поместив игровую трубку и пищик в берестяной раструб. Три нижних тона одной жалейки выполняют роль аккомпанемента, а верхние звуки, извлекаемые на другой, с шестью отверстиями, обрисовывают мелодию и создают различные мелодические приемы. При игре на жалейке ствол держат двумя руками, пальцы левой и правой руки закрывают игровые отверстия. Свои наигрыши народные музыканты украшают форшлагами на верхних двух звуках, что называется «играть с переливами», трелями, проходящими звуками. Пастухи были лучшими исполнителями мелодий на жалейках. Наряду с утренними наигрышами на выгон скота, дневными во время пастьбы немалую их часть составляли и плясовые мелодии на праздничных гуляниях. Часто жалейка применялась в сочетании с другими музыкальными инструментами (скрипкой, дудкой, балалайкой, косой и т. д.). Простые в мелодическом отношении наигрыши в то же время были сложными и разнообразными в ритмическом. Основу их составляли лирические, протяжные, плясовые и современные песни. Традиции, существовавшие в сопровождении песен на жалейке (одинарной, двойной): либо один из голосов в партитуре, либо инструмент предваряет пение или заключает. В 1900-х годах над усовершенствованием жалейки работал Любимов Г. П., музыкальный деятель, этнограф, организатор Государственной мастерской народных инструментов. Были предприняты попытки сделать хроматическую жалейку за счет дополнительных отверстий на боковой стороне трубки. Но в процессе игры на инструменте оказалось, что полутоны не всегда устойчиво звучат и плохо интонируют. В экспериментальной работе выяснилось, что чем дальше уходили мастера от первоосновы в конструкции инструмента, тем больше терялись самобытность и характер инструмента. Хроматическая жалейка не получила распространения, но были разработаны ее разновидности — пикколо, сопрано и альт, отличающиеся размерами и регистрами.

Ответов - 4

Харольд: Хм... Вот тип первой версии жалейки не видел и даже не слышал что можно таким способом пищики делать. А картинка есть?

Алексей: Вот недавно купил девайс на вернисаже. Не бутафория точно. на инструменте играли, но очень давно, пришлось подремонтировать. http://www.photoshare.ru/office/image.php?id=1155819

Харольд: Здорово! Чё-то он мне напоминает... Турецкий Тулум: http://www.hotpipes.com/pipe0013.html Тока раструб одинарный. А у твоей жалейки, у правого и у левого строй один и тот же? И какое строение пищика? Интересно очень =)


Харольд: А пример звучание можешь выложить?



полная версия страницы