Форум » Разное » Владимирский рожок » Ответить

Владимирский рожок

Administrator: А есть у кого чертежи владимирского рожка? Или кто сможет подсказать, где можно достать чертежи.

Ответов - 14

NAFL: Есть 2 варианта: 1. Промерить в фотошопе расстояния между отверстиями с фото у П.Д.на сайте и его помучать на предмет внутреннего диаметра канала. 2. Могу отсканить чертежи из книги Бычкова, но за размеры отвечать сложно. Свирели/сопели я бы по тем размерам делать не стал. При настройке учесть, что на нем играют сразу на второй гармонике(первый передув).

Administrator: ПД я уже «мучил» и не один раз, не колется. Проблема в том что у рожка КОНИЧЕСКИЙ канал, а в Бычков-ской книжке про размеры конуса ничего нет. Только общие размеры, а про форму и размеры каналов, не сказано.

NAFL: Во владимирском рожке нет смысла по всей длине делать конический канал, конический только резонатор. Так как музицирование идет во второй гармонике (первый передув), то профиль канала должен быть близок к свистковым, а это либо обратный конус, либо цилиндр. Хотя наверное с обратным конусом я погорячился. Если я бы делал рожок в СОЛЬ то от чашечки до октавного отверстия (200 мм) диаметр 8 мм, далее 200 мм конуса 8-16 мм и раструб. Теоретически эти размеры правильные. Цилиндр даст более яркий звук на высоких нотах, а здесь он будет более менее равномерный. Звучать рожок будет в любом случае, но вот как?


NAFL: Administrator Опять мучаешь? :) с ним надо хваля и по одному вопросу за раз. Не торопи события попробую его поспрашивать тоже.

Administrator: NAFL пишет: Опять мучаешь? NAFL пишет: Не торопи события попробую его поспрашивать тоже.

Харольд: А это какой рожок: Строй Соль

Administrator: Э-э..., сопрановый. На сайте у Степанова П.Д. есть похожая штука, правда у него она малость покороче. По-моему это и есть владимирский рожок. Спасибо за чертежик!

Харольд: Так там же канал цилиндрический. Насколько я понимаю внутр.диаметр 12 мм. Верно?

Кий: Я конечно могу ошибаться, но рожок по другому называется жалейка и это инструмент с тростью, а чертеж дан мундштучного иструмента (или я не рассмотрел, поправте меня пожалуйста), это в таком случае труба.

Харольд: Рожок - это РОЖОК!!!!!!!!! А жалейка - это ЖАЛЕЙКА!!!!!!!!! Для сравнения можно посмотреть и послушать тут http://www.bagpipe.ru/rus/startru.html А вообщее часто путают жалейку с рожком, и чаще всего из-за рога, который служит раструбом и резонатором. Там на сайте у ПД жалейки без раструба, точнее раструб есть, сделан из самого дерева.

Харольд: История пастушьего рожка Трудно рассказать о всех красотах русского лета. К вечеру затихает природа. Ветер пропадает куда-то. Пахнет спелой рожью, сеном, хвоей, рекой. Тишина. Далеко слышно, как в соседней деревне стукнуло у колодца ведро, крякнула спросонок утка, заскрипела калитка... В такие минуты невольно чего-то ждешь. И тут... раздается звук пастушьего рожка. Это до того поражает неожиданностью, что не можешь понять, на чем играют. А может быть, кто-то поет? Тогда где слова? Вот в такой тихий и теплый вечер шел по полю молодой столяр Николай Кондратьев к себе домой в деревню Симаково Владимирской губернии. Когда-то был он здесь подпаском у своего отца пастуха. «Учись играть на рожке! — говорил отец. — Будешь пастухом, платить будут больше вдвое против неиграющего». Но говорить этого было и не нужно. Мальчик тайком выводил на самодельном рожке песни, которых знал великое множество. Песни-то русские многозвучные, с подголосками. «Эх, два бы, да три рожечника! Сыграли бы вместе!» А теперь стал он столяром, но на рожке играть не бросил. «Может быть, удастся собрать несколько пастухов или играющих подпасков, — думал он, шагая по полю. — Рожки-то я и сам теперь отлично сработаю. Можно из березы или липы. Лучше, конечно, можжевеловые. Дерево это прочное, тугое, звук в нем вязнет, а исходит чистым... Сейчас все гармонь да гармонь, а раньше-то умелым рожечником вся деревня хвалилась!» «Однако крепко кто-то на рожке песню выводит. Дай-ка подтяну!» И запел Николай чистым сильным голосом. Смолк рожечник, а потом повторил мелодию Кондратьева. Подошел столяр к костру, а вокруг него все мужики вроде незнакомые. Поздоровался. Оказалось, всех он их знает и они его. Просто годы прошли, многие изменились. Бороды отпустили. Сразу «хор» (так тогда называли любые ансамбли) из рожечников создать Николаю Васильевичу Кондратьеву не удалось. Мужики не хотели бросать землю, которая их кормила; «идти в артисты», как они говорили, было боязно: Собирались они, правда, часто и играли вместе старинные песни на много голосов. Но впоследствии все же удалось создать первыйфессиональный ансамбль владимирских рожечников. Николай Васильевич Кондратьев стал его руководителем. Успех пришел сразу. На Всемирной промышленной выставке в Париже в 1884 году «Хор владимирских рожечников» имел, как писали в газетах, «бешеный успех». Последовали приглашения на гастроли в Брюссель и Берлин. Музыкальная Европа того времени смотрела на необычный ансамбль как на чудо. Начиная с 1890 года длинные желтые кафтаны и поярковые шляпы рожечников Кондратьева постоянно можно было встретить на знаменитой Нижегородской ярмарке. Там же гастролировал и другой известный хор рожечников, созданный братьями Петром и Николаем Бахаревыми — знаменитыми солистами. Многие приезжали на ярмарку специально, чтобы послушать игру этих удивительных ансамблей. Большое впечатление произвела музыка владимирских рожечников на Максима Горького, который познакомился с музыкантами и был с ними дружен. Что же представляли собой владимирские рожки? По рассказам очевидцев, «длины в них не больше двух четвертей (примерно около 40 см). Толщиной они с узкого конца — в большой палец, а в раструбе — с донышко бутылки, пожалуй, поуже. Дырок шесть. Кое-где вокруг разными украшениями опоясаны или зубчики вырезаны». В репертуар входили народные песни, которые были известны участникам хора. В хоре Николая Васильевича Кондратьева было 12 рожечников. Он делил их на три группы. Одна исполняла высокие подголоски, другая — основную мелодию в среднем регистре. Нижние подголоски игрались на басовых рожках, которые, в отличие от обыкновенных, имели длину четыре четверти (около 80 см). Каждый рожечник хора был в своем роде неповторимым музыкантом. К сожалению, записи, сделанные в то время на фонографе, не могут должным образом донести до нас всей прелести и красоты рожечной музыки. В последний раз хоры владимирских рожечников выступали на открытии Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве в 1923 году. Но на этом история пастушьего рожка не кончается. Известный музыкант Василий Васильевич Хватов, организатор оркестра при хоре имени Пятницкого, пригласил в оркестр владимирского пастуха — рожечника Николая Солодихина, к которому приставил опытного оркестрового музыканта Владимира Сизова. Владимир Сизов учил Солодихина музыкальной грамоте, а тот в свою очередь передавал Сизову свою манеру игры на рожке. Впоследствии оба они выучили игре на этом инструменте ряд других музыкантов. Так в оркестре хора появились владимирские рожки. Их можно услышать и сегодня. Рожок принадлежит к семейству так называемых амбушюрных инструментов, то есть тех, звук которых образуется от вибрации самих губ, сложенных особым образом (слово амбушюр происходит от французского bouche — рот). В строгом смысле слова амбушюр используется всеми исполнителями и на других духовых инструментах (флейте, кларнете и т. д.). Но вибрация губ возможна только при соприкосновении со специальным наконечником, имеющим чашечку для губ, называемым мундштуком. Поэтому группу амбушюрных еще называют мундштучными. В народной практике рожки изготовляются двояким способом. Первый заключается в том, что из деревянных заготовок выдалбливаются и затем вырезаются две половинки рожка в продольном разрезе, а затем склеиваются вместе и крепко обертываются берестой. Второй предусматривает вытачивание цельного инструмента из сплошного куска дерева на токарном станке. Внутренний канал, как у всякого духового инструмента, должен быть тщательно очищен и отшлифован. Мундштук может составлять одно целое с рожком или вставляться в него. Чашечка мундштука должна быть удобна для губ, неглубокая у рожков высокого тона — сопрановых, более продолговатая — у альтовых и теноровых. Принцип просверливания или прожигания и подстройка пальцевых отверстий у рожка тот же, что и у всех описанных нами выше инструментов. Размеры на рисунке, представленном выше, сняты с сопранового рожка в строе соль мажор. Извлекать промежуточные хроматические звуки на рожках значительно легче, чем на свистящих и тем более язычковых. Объясняется это тем, что источник звука — губы, в отличие от свистка, трости или язычка, могут изменять свое положение и степень напряженности. Кто хоть когда-нибудь играл на пионерском горне, знает, как надо манипулировать губами и воздушной струей, чтобы изменить высоту звука. Ведь на горне вообще нет никаких пальцевых отверстий или других приспособлений для изменения высоты звука. Вот и на рожке в тех случаях, когда употребляется какой-либо промежуточный хроматический полутон, его следует извлекать не пальцами, а губами, чуть больше сдвигая их в чашечку при повышении или слегка расслабляя при понижении звука. Манера и приемы игры на рожках и обычных медных инструментах духового или симфонического оркестра очень схожи. Поэтому освоение игры на рожке будет более доступно лицам, уже знакомым с принципами игры на амбушюрных инструментах, так же как игре на свирели значительно легче обучить флейтиста, на жалейке — кларнетиста, а на брёлке — гобоиста. Ведь именно народные инструменты явились прототипами почти всех современных инструментов Жалейка В коротенькой новелле из книги «Над Истермой» поэт В. Боков описывает свою встречу с пастухом у себя на родине в деревне. «...На кусту бузины, под которой теплился костер, я увидел жалейку. — Сыграйте! — Не поймешь ты нашей музыки! — с добродушным сожалением заметил пастух и, снисходительно улыбнувшись, добавил: — От нашей музыки лесом пахнет! Разве только пастуху из «Марата» шумнуть. Он взял жалейку и заиграл. В мелодии слышалось что-то дикое, тоскливое, первобытное. За рекой на поле колхоза «Марат» поднялась высокая фигура пастуха. Дикие, тоскливые звуки полились и оттуда. Два человека долго объяснялись между собой. — Ай, как душевно поговорили, — сказал «мой» пастух, закончив игру». В этом непритязательном рассказе все образно и верно! И то, что пастухи играли душевно, тоскливо, и что от музыки этой «лесом пахнет». Конечно же, название инструмента произошло от корня слов «жалеть», «жалость». Звук жалейки терпкий, резкий, но жалостливый, плачущий, вследствие заметной вибрации (дрожания). Жалейка представляет собой деревянную (ива, бузина, тростник) или (в наше время) металлическую трубку от 140 до 160 мм в длину. В верхний конец ее вставлен пищик. На нижний конец надевается в качестве резонатора натуральный коровий рог или берестяной раструб. Именно из-за этого рога или раструба в некоторых местностях жалейку неправильно называют рожком. Язычок (пищик) в старинных жалейках надрезали прямо на основной трубочке. Позже для пищика стали делать специальный мундштучок, который вставляется в трубку. В этом случае при порче пищика его легко заменить новым. На трубке прорезываются от 3 до 6 отверстий. Наносят их и используют так же, как на свирели. В зависимости от размеров жалейки могут быть разных строев, что очень важно в ансамблевой и оркестровой игре на них. На рисунке приведены размеры жалейки в строе соль мажор с пониженной VII ступенью, то есть фа вместо фа-диез. Этот инструмент также сконструирован Н. 3. Кудряшовым и имеет ряд новшеств по сравнению со старинными народными жалейками. Главное из них — в способе крепления пищика. Он должен быть тонким (несколько десятых долей миллиметра, наподобие лезвия бритвы), ровным и гладким. Ориентировочные размеры его указаны. Пищик крепится к специальной голосовой трубке (мундштуку), одним открытым концом вставляемой в основную трубку жалейки. Мундштук изготовляется из дерева. Верхний его конец глухой, а вдоль самого мундштука делается прямоугольный узкий срез, который должен быть на 2—2,5 мм уже ширины пищика. В этот срез должна быть видна внутренняя полость трубки. Длина среза должна точно соответствовать длине пищика. Срез идет от верхнего конца инструмента и заканчивается прямоугольным порожком, в который упрется, положенный на него пищик. На рисунке видно, что в самой верхней части мундштук срезан с небольшим закруглением, что создает между ним и лежащим сверху пищиком небольшую зону, в которой пищик может колебаться. Обычно пищик привязывался нитками поблизости от входа мундштука в основную трубку. Кудряшов предложил крепить его при помощи колечка, полученного из полихлорвиниловой изоляционной трубки (кембрика), имеющейся под руками у каждого электрика. Прогрессивность этого новшества не столько в надежности и чистоте самого крепления, сколько в другом, более важном вопросе. Чтобы жалейка имела вполне определенный заданный строй, пищик сам по себе, без резонатора, должен извлекать основной звук этого строя (например, соль в соль мажоре). Раньше приходилось долго биться над его размерами, чтобы получить искомый тон. Теперь для этого достаточно передвижением трубчатого колечка изменить величину колеблющегося конца пищика, и строй его станет другим. Такие изменения можно произвести в пределах кварты. Это значит, что при помощи найденного простого приспособления не только облегчается нахождение необходимого тона, но и появляется возможность его замены, а следовательно, и изменения в случае надобности всего строя жалейки. Для современной музыкальной практики это немало. Перед игрой пищик необходимо каждый раз размачивать слюной, иначе он звучать будет плохо, сипло. Дуть в жалейку нужно с некоторым усилием. Чем больше это усилие, тем выше может подниматься ее строй (в пределах 1/2—1/4 тона), и наоборот. Этим пользуются народные исполнители для выравнивания строя при игре или для подлаживания к певцам. При скреплении отдельных деталей жалейки рекомендуем пользоваться современной (цветной) изоляционной лентой. С ее помощью легко утолщать концы сочленяющихся трубок, заделывать трещины и т. д. Рог приклеивается техническим клеем типа БФ 6, суперцемент и др. Мундштук лучше всего закрепить силой трения. Для того чтобы случайно не повредить пищик, на мундштук надевается специальный колпачок из камышовой, деревянной или картонной трубки. Известны и до сих пор встречаются парные или двойные жалейки, настроенные и используемые так же, как парные свирели. В отличие от свирелей парные жалейки скреплены вместе и объединены одним раструбом. Ну и... Волынка! — Что ты тянешь волынку? Не волыниться! Разве не употребляем мы этих и им подобных выражений и сейчас? Имеют ли они что-либо общее со всемирно известным музыкальным инструментом? Волынка представляет собой воздушный резервуар, так называемый мех, изготовленный из цельной козьей или телячьей шкуры, со вставленными в него трубками. Одна трубка вставляется в отверстие от передней пары ног; она предназначается для нагнетания воздуха и снабжена обратным клапаном. В другое отверстие вставляется игровая трубка с пищиком; в некоторых местах — пищик типа свирели; в России, как правило, — типа жалейки. На этой игровой трубке прорезываются пальцевые отверстия. На ней исполняется ведущая мелодия. В шейное отверстие вставляются одна-две трубки, дающие каждая всего лишь один, низкий тянущийся звук, настроенный в октаву, кварту или квинту к основной ступени звукоряда мелодической трубки. Эти тянущиеся звуки называются бурдонами и звучат непрерывно, как гармонический фон к мелодии. Вот именно монотонное звучание бур-донов и дало основание сравнить волынку со всякой волокитой и промедлением в деле. Русское название инструмента произошло, как полагают, от наименования места его появления — Волыни — области, расположенной по верхнему течению Западного Буга и входившей в состав Киевской Руси. Эту область населяли волыняне, восточнославянское племя, жившее там в IX—XI веках. Тем не менее в самой Украине, Молдавии и Польше этот инструмент называется козой (по происхождению меха), в Белоруссии и некоторых русских областях — дудой. Волынка была распространена фактически по всему миру. В разных странах у разных народов она имела свои отдельные конструктивные особенности, но принцип устройства ее всюду один. Даже в большинстве местных названий волынки заложены одни и те же слова: «мешок» и «гудеть», «играть». Сравните, например, английское название волынки bagpipe (бэг — мешок, пайп — игра, свирель), немецкое Sackpfeife (зак — мешок, пфайфе — дудка), французское cornemuse (старинная свирель), голландское dudelsack (дудящий мешок) и т. д. При игре волынку держат перед собой, а чаще под мышкой. Мех наполняется воздухом через клапанную трубку, и под его напором пищики начинают звучать. Звук у волынки непрерывный: при перерывах в нагнетании воздуха волынщик прижимает мех к корпусу, и звучание продолжается. Первые сведения о волынке в России относятся к XVI—XVII векам. В то время это был очень распространенный инструмент, он неоднократно упоминается в народных песнях, припевках, сказках. Заиграй, моя волынка, Заходи, моя дубинка... Или: Как по улице молодец идет, Вдоль широкой удаленький. Под полой несет дуду-загулу, Под другой он несет гусельцы... Особой популярностью пользовался инструмент у скоморохов, медвежьих поводчиков и придворных музыкантов Потешной палаты. Позже — у бродячих нищих музыкантов. К началу XX столетия инструмент этот постепенно был вытеснен из практики другими, менее сложными и трудоемкими конструкциями. Однако, например, в Шотландии волынка культивируется как национальная реликвия и даже входит в состав военных оркестров. У нас отдельные экземпляры волынки можно увидеть, пожалуй, лишь в музеях музыкальной культуры. Из книги "Рассказы о русских муз.инструментов"

Кий: Очень странно на сколько разное инструментоведенье в России и Украине. У нас рожок, шоломия, шоломая, жалейка это названия одного и того же инструмента. Аэрофон, глотофон с одинарным язычком. А тот инструмент, что Вы описали выше, как мундштучный, мы называем трубой.

Харольд: У всех медных, духовых труб (в том числе и у боевых рогов) по сути то же самое устройство мундштука. По тому и называется амбушюрные, что звук получается засчёт вибрации губ. Они же рожки =)

Кий: Харольд пишет: У всех медных, духовых труб (в том числе и у боевых рогов) по сути то же самое устройство мундштука. По тому и называется амбушюрные, что звук получается засчёт вибрации губ. Они же рожки =) А вот мы различаем такие инструменты, как рог и рожок. Рог - это мундштучный. Рожок - с одинарным язычком.



полная версия страницы